Для улучшения контроля над грузоперевозками, в Евразийском союзе вводят цифровые пломбы на грузы.
Кто против?
Сложнее всего оказалось согласовать идею на национальном уровне. Цифровые пломбы уже пытались ввести несколько лет назад, но Казахстан и Беларусь были против, причем противились как перевозчики, так и чиновники государств.
Белорусы привозили в РФ товары из ЕС, которые попадали под запрет в ответ на западные санкции, например: семгу, пармезан, фрукты и креветки под видом произведенных в Беларуси. Местные молокозаводы протестовали против нововведений только потому, что их продукция не соответствовала фитосанитарным нормам и была запрещена для ввоза.
В Казахстане привыкли заводить в Россию запрещенный груз под видом транзитного. Фуры, формально следующие в КНР из ЕС и Украины, разгружали прямо на продовольственных рынках Московского региона. Перевозчики договаривались с таможенниками, легко обходили запреты.
Что запланировано в РФ?
Планируется, что в России оцифровка пройдет максимально быстро и гладко. Ожидается, что работа над проектом по оцифровке грузов для отслеживания перевозок будет закончена в этом году.
Возможные проблемы
Оптимизм россиян в деле внедрения навигационных пломб разделяют не все чиновники. Очевидными для многих становятся как минимум 3 проблемы:
- Цена. Установить или снять пломбу нужно за собственный счет, при этом выкупить ее не получится, можно только взять в аренду.
- Недостаток постов с разрешениями на работу с навигационными пломбами. Планируется, что в ближайшее время вместе с ростом объемов доставки вырастет и число постов, но пока проблема актуальна.
- Документооборот. Упрощение и одновременно ускорение документооборота потребует времени, но власти надеются, что таким образом удастся наладить контакт с таможней.
Аналитик ИКСИ Д. Плеханов уверен, что нововведения такого рода сейчас не самая лучшая идея, учитывая расходы перевозчиков и сложности, связанные с ограничениями и пандемией.
Остается добавить, что несмотря на первоначальное недовольство, в Беларуси навигационные пломбы активно использовались на национальном уровне во время ограничений, связанных с пандемией. Пломбировали кузовы грузовых автомобилей для отслеживания их перемещений. В Казахстане оцифровывают грузы при въезде и импорте из стран ЕАЭС, а также при транзитных перевозках между странами ТС.